Мир детства

Пятница, 19.04.2024, 12:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Работа в режиме опорного образовательного учреждения | Регистрация | Вход

День открытых дверей     


       17 декабря 2009г. в опорном образовательном учреждении МДОУ д/с комбинированного вида № 12 прошел День открытых дверей для  воспитателей округа, посвященный вопросам влияния малых фольклорных форм на формирование словесного творчества детей седьмого года жизни.
        Переориентация дошкольного образования на линию гуманизации и демократизации обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала. Вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален. Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, т.к. именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. В связи с этой важной  проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.
    Одним из  наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений является фольклор. «Педагогическими потребностями народа», по выражению Г.С. Виноградова, были вызваны к жизни малые жанры детского фольклора. Фольклорные произведения содержат множество художественных приемов (аллегория, диалог, повторения, олицетворение), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Тексты с небыличным содержанием отличаются своей пластичностью, рифмой и звукописью. Характерной чертой небылиц  является забавное, яркое звучание слова. Увлекаясь словесной игрой, дети усваивают семантические отношения между словами, постигают законы словообразования, овладевают творческими речевыми умениями.
     Влияние фольклорных произведений с небыличным содержанием на словесное творчество дошкольников до конца не изучено. Практическая деятельность воспитателей дошкольных учреждений свидетельствует о том, что недостаточно используется небыличный фольклор.  У воспитателей возникают затруднения в лингвистическом анализе небыличных произведений в процессе подготовки к занятию, отсутствуют специальные речевые игры и упражнения на материале текстов с небыличным содержанием. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В МДОУ д/с № 12 этот процесс происходит не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни ДОУ.  Педагоги ДОУ заинтересованы в решении данной задачи, а дети  - активные субъекты этого процесса (проявляют интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
     Педагоги МДОУ д\с №12 показали для воспитателей округа занятие в подготовительной группе « Посиделки на Кузьминки». Занятие, построенное на русском фольклоре, с использованием различных форм, прошло ярко, весело и увлекательно. Дети и пели, и играли на ложках, и рассказывали небылицы, и играли в русские народные игры. Ответственные за проведение занятия: музыкальный руководитель Назарова А.П., воспитатели Утрикова Л.Н., Сорочайкина В.Н., Белогородцева Т.А.,  Гаврилова А.П.
    Заведующая МДОУ д/ с №12 Выровчикова Н.М. провела теоретическую часть семинара. Она рассказала о содержании и методике формирования словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления с небыличным фольклором. Познакомила с результатами констатирующего эксперимента. Работа в данном направлении не окончена. Следующая встреча с педагогами округа состоится в феврале 2010г. Добро пожаловать!

Воспитатель высшей категории
СП "Детский сад "Планета детства"

г.Похвистнево                                                              Утрикова Л.Н.

Методический день

     Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в  семью. К сожалению, родители в наше время  из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
  В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращая внимание на жанровые и языковые особенности.  Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
   17 февраля 2010 года в МДОУ д/с комбинированного вида №12 г.Похвистнево состоялся семинар-практикум. Это второй из серии семинаров, запланированных на 2009-2010 учебный год данным опорным образовательным учреждением. Он был посвящён изучению влияния малых фольклорных форм на развитие речи детей с нарушением речи.
    Основная цель семинара – оказание практической помощи педагогам дошкольных учреждений округа по обогащению и формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм.
    В работе семинара приняли участие 12 воспитателей ДОУ г. Похвистнево. Участников семинара приветствовала заведующий д/с Н.М. Выровчикова, которая рассказала о цели очередной встречи.
   Вниманию участников семинара было представлено занятие с детьми подготовительной группы учителя-логопеда Н.К. Беллендир, на котором были показаны разнообразные формы работы с пословицами, способствующие обогащению и формированию связной речи у детей-логопатов.
      Воспитатель А.А. Егорова с детьми старшей логопедической группы показала упражнения по обучению детей составлению загадок с помощью технологических цепочек. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, находчивость и сообразительность, приучает к рассуждению и доказательству.
     Воспитатель Л.Н. Утрикова выступила с теоретическим материалом «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности. Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению загадок».
     В конце семинара было проведено анкетирование. Результаты показали, что все участники будут использовать технологию составления загадок, представленную коллективом МДОУ д/с № 12 г. Похвистнево.

Воспитатель высшей категории
СП "Детский сад "Планета детства"

г.Похвистнево   
                                                             Утрикова Л.Н.





Окружной семинар в опорном МДОУ

 

      21 апреля 2010 года в МДОУ д/с комбинированного вида № 12 г.Похвистнево состоялся окружной семинар «Использование малых фольклорных форм как средство воспитания культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья». Он был завершающим из серии семинаров, запланированных на 2009-2010 учебный год, посвящённых изучению влияния малых фольклорных форм на развитие речи детей с особыми образовательными потребностями.

     На семинаре присутствовали 22 участника (заведующие и воспитатели ДОУ г.Похвистнево, Похвистневского и Камышлинского районов). Участников семинара приветствовала руководитель детского сада Н. М.Выровчикова, которая рассказала о целях очередной встречи.
      Вниманию участников семинара была представлена литературно-музыкальная композиция «Живи в веках, моя Россия!», основанная на пересказе былины об Илье Муромце. Данная композиция была посвящена 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Эмоционально окрашенное и пронизанное патриотизмом выступление детей подготовительной группы и педагогов произвело сильное впечатление на всех присутствующих. Своими воспоминаниями о военных годах поделился гость семинара, ветеран Великой Отечественной войны Н.Т.Осипов.                                       
     Далее заведующая Н.М.Выровчикова познакомила присутствующих с системой работы МДОУ д/с № 12 по формированию образности речи у детей дошкольного возраста.
    Учитель-логопед Н.К. Беллендир рассказала о разнообразных формах работы с пословицами, способствующих обогащению словаря и формированию связной речи у детей-логопатов.
     Воспитатель Л.Н. Утрикова представила технологию обучения детей составлению и использованию загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности.
    Опытом работы поделились воспитатели других детских садов: Е.Сидубаева (ДОУ № 6 «Лучики», тема выступления «Колыбельные песни – спутники детства»), Г.Мамышева (ДОУ № 8 «Сказка», тема выступления - «Влияние народных праздников на воспитание детей дошкольного возраста»).
     В конце семинара участники поделились своими впечатлениями о литературно-музыкальной композиции, о работе всего коллектива МДОУ детсада №12.

Воспитатель высшей категории
СП "Детский сад "Планета детства"

г.Похвистнево                  
                                     Утрикова Л.Н.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0