Мир детства

Понедельник, 29.04.2024, 22:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Педагоги рекомендуют | Регистрация | Вход

Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики

        Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый  образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье, оно  не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.
       Основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях спортом и физической культурой.
        Ни для кого не секрет, что наши дети много  сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. На сегодня серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.
       Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования, на наш взгляд, является  интеграция двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
       Среди всего разнообразия средств и методов физического воспитания для решения проблемы, связанной с возможностью интеграции двигательной и познавательной деятельности, наиболее целесообразным нам видится использование средств музыкально-двигательного воспитания, а именно сюжетно- ролевой ритмической гимнастики. На протяжении 12 лет в практике физического воспитания МДОУ д/с № 12 г. Похвистнево мы используем программу «В музыкальном ритме сказок», которая разработана на  кафедре физического воспитания  ВГАФК доктором педагогических наук, профессором Наталией Александровной Фоминой.
       На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза провозглашено формирование физической культуры личности.
       Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению элементарных математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
       Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему занятий ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера. Суть ее состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движения, музыки и сюжета. Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности. Движения включают общеразвивающие упражнения, элементы различных гимнастических школ, народных, эстрадных и спортивных танцев, лечебной гимнастики, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику и др. Музыка является основополагающим фактором при составлении комплексов ритмической гимнастики. Неся в себе положительную энергетику, она должна быть доступна восприятию маленького человека, чтобы он мог почувствовать и воспроизвести с помощью движений характер услышанной мелодии. Ее темп, силу, окраску. Третья составляющая часть – сюжет, по которому выстраивается занятие. Русские и зарубежные музыкальные сказки, в которых дети попадают вместе с героями в различные ситуации, учат поступать благородно и честно, постигать народные традиции и житейские мудрости. Сюжет каждой музыкальной сказки и двигательный материал, изучаемый детьми в ходе физкультурных занятий, можно целенаправленно использовать при изучении основ математики (счет, ориентация в пространстве, манипулирование с числом и т.д.), на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, гигиене, анатомии и многим другим разделам знаний. Дети не только механически запомнят учебный материал, что часто происходит на «сидячих» занятиях, но и почувствуют его через двигательную и эмоциональную деятельность что значительно упростит и углубит воспринятое ребенком. Используя такие музыкально-ритмические сказки-сюжеты как основу для познавательной деятельности можно значительно увеличить двигательную активность дошкольников. Занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой позволяют успешно решать проблему гиподинамии, которая остается главной причиной развития различных недугов. Начиная с дефектов осанки и заканчивая сердечнососудистыми заболеваниями. Связанные между собой компоненты: движения, музыка и сюжет – сами по себе также представляют новую интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.

   Программа "В музыкальном ритме сказок" рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Основу ее составляют отдельные мини-программы, последовательное изучение которых обуславливается преемственностью содержания (как двигательного, так и познавательного). Их разработано более 20.
Можно выделить основные характеристики программ:
- подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для        младших дошкольников это более простые по координации упражнения, выполняемые с  меньшей дозировкой и в умеренном темпе);
- продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом   занимающихся (3-4 года - 15-20 мин, 4-5 лет - 20-25 мин, 5-6 лет - 25-30 мин, 6-7 лет - 30-35 мин);
- упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслабления и т.п.);
- основная структура программных комплексов сохраняется (подготовительная, основная и заключительная части);
- упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части;
- танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку - народные движения и т.д.);
- программы включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и др.);
- каждая программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, перелезание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.), беговые и прыжковые серии;
- паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;
- для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений лежа и сидя на полу);
- блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.
       Отличительная особенность мини-программ - большой набор движений; например, в комплексе "Приключение Буратино" более 80 различных упражнений.
        В программах используются элементы конструирования (строительный игровой материал в уроке "Кошкин дом"). Эти задания способствуют развитию логического мышления ребенка.
       Программы для старших дошкольников предусматривают многочисленные перестроения под определенную музыку, что развивает у детей умение быстро реагировать и ориентироваться в пространстве и во времени ("Бременские музыканты", "По следам бременских музыкантов" и др.).
       Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (10-12 занятий) последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу преподавателя.
       На втором этапе (8-10 занятий) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети могут выполнять фрагменты "сказки" самостоятельно.
       На третьем (6-8 занятий) этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.
       Каждая программа завершается сказочным театром физической культуры - проведением физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного праздника.

Воспитатель СП "Детский сад
"Планета детства" ГБОУ СОШ №7

 г.Похвистнево                                                Утрикова Л.Н.



Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0